Основная методология рейтинга российских работодателей от РБК:
При составлении рейтинга используется 5 групп критериев:

1. Сотрудники и условия труда:
1.1. Средняя заработная плата. При расчете средней зарплаты не учитывается вознаграждение ТОП-менеджмента / членов совета директоров и правления.

1.2. Инвестиции в обучение сотрудников:
  • затраты на обучение сотрудников в расчете на среднесписочную численность персонала
  • доля сотрудников компании, которые прошли обучение / переподготовку / повышение квалификации в отчетный период
  • среднее количество часов обучения на 1 работника
  • наличие собственного корпоративного университета / отдельно выделенного структурного подразделения / собственных ИТ-решений для дистанционного обучения
1.3. Социальный пакет.
Затраты компании на ДМС и другие социальные программы в пересчете на одного сотрудника. Состав пакета программ поддержки сотрудников.

1.4. Текучесть персонала. Рассчитывается как отношение количества увольнений к среднесписочной численности персонала за отчетный период. В расчет включаются работники списочного состава, уволенные за отчетный период, кроме увольнений по следующим причинам: в результате мероприятий по оптимизации численности персонала, в связи с истечением срока трудового договора, в порядке перевода внутри в другие организации компании, в связи с призывом на военную службу, в связи с выходом на пенсию, в связи со смертью.

1.5. Коэффициент частоты травматизма сотрудников (только для производственных компаний). Показатель рассчитывается по формуле: КЧТ = Т / Р * 1000 (Т — общее количество пострадавших за период, Р — среднесписочная численность персонала за период). Показатель будет учитываться только в субрейтинге производственных компаний. При расчете позиций производственных компаний в общем рейтинге работодателей значение данного показателя учитываться не будет.

1.6. Наличие ученых степеней, внешних наград у сотрудников.

1.7. Количество студентов ВУЗов/ССУЗов, трудоустроенных по итогам прохождения практики или стажировки.
2. Эффективность бизнеса и инновационное развитие:
2.1. Объем инвестиций в развитие бизнеса в процентах от выручки компании (от процентных доходов для банковского сектора). В инвестициях учитываются покупки основных средств, расходы на НИОКР / инновационные и экспериментальные проекты в области деятельности компании.

2.2. Сопоставление показателей рентабельности бизнеса компании в сравнении со средним показателем по отрасли.

2.3. Рост выручки по сравнению с последним отчетным периодом (2022 год / 2021 год)

2.4. Количество поданных заявок на получение патентов / регистрации интеллектуальных прав и общее количество имеющихся патентов / регистраций интеллектуальных прав по следующим категориям (в соответствии с классификацией «Роспатента»):
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • товарные знаки;
  • ПрЭВМ, БД, ТИМС.
3. Социальная ответственность:
3.1. Участие в благотворительности:
  • процент от выручки компании (от процентных доходов для банковского сектора)
  • процент от чистой прибыли (финансового результата)
  • благотворительные проекты, в которых участвовала / организовывала компания
  • участие сотрудников компании в благотворительных проектах в рамках инициатив работодателя

3.2. Расходы на охрану окружающей среды (без учета штрафов и иных выплат за негативное воздействие на окружающую среду):
  • процент от выручки компании (от процентных доходов для банковского сектора)
  • процент от чистой прибыли (финансового результата)
  • проекты по охране окружающей среды, в которых участвовала / организовывала компания
  • участие сотрудников компании в проектах по охране окружающей среды в рамках инициатив работодателя
4. Деловая репутация компании:
4.1. Судебные разбирательства. Количество судебных исков и сумма исков, поданных в адрес компаний, и соотношение показателей исков, удовлетворенных судом. Учет в относительной форме в зависимости от величины выручки компании.
4.2. Количество выявленных нарушений при проверке органами государственной власти. Учет в относительной форме в зависимости от величины выручки компании.
5. Мнения сотрудников:
В процессе сбора анкет всем участникам рейтинга работодателей будет выслана специальная ссылка для опроса сотрудников. Участники рейтинга смогут разослать ее своим сотрудникам, которые пройдут короткий анонимный онлайн-опрос. Анкета должна рассылаться по всем группам сотрудникам: производственные работники, менеджмент, офисные работки и другие категории сотрудников. Время заполнения анкеты составит не более 1−2 минут.

В опросной онлайн-анкете будет содержаться 6 вопросов, показывающих уровень удовлетворенности сотрудников работой в компании по следующим показателям:
5.1. Уровень заработной платы
5.2. Состав социального пакета (ДМС, социальная сфера, транспорт и др.)
5.3. Программы поддержки от работодателя (программы субсидирования покупки жилья, программы адресной помощи, программы стимулирования переезда сотрудников в другой регион, программы комплексного обучения за счет работодателя и пр.)
5.4. Возможности развития профессиональных качеств
5.5. Возможности карьерного роста
5.6. Оценка готовности рекомендовать компанию как место работы своим друзьям и знакомым (в соответствии с методологией eNPS)
Методика определения весовых коэффициентов для каждой из групп критериев оценки работодателя:
Веса отдельных групп критериев рейтинга определяют сами участники путем заполнения специальной таблицы. Для получения конечного результата мы используем усредненные веса по итогам анкетирования участников рейтинга (wi).
Методика сбора данных:
  • Анкетирование компаний. Анкеты будут разосланы в крупнейшие российские компании (ТОП-500 РБК).
  • В анкетировании также могут принимать участие любые компании, соответствующие минимальным критериям (размер штата сотрудников превышает 50 человек). Для этого на специальной странице будет размещена форма анкеты для заполнения.
  • Данные по крупнейшим публичным компаниям, не предоставившим данные, будут взяты из годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии, либо из любых других открытых источников, что обеспечит достоверность сбора показателей, используемых для построения рейтинга.
Методика расчета итоговых баллов участников
  • Все показатели, используемые при построении рейтингов, учитываются в относительных величинах для нивелирования влияния масштаба бизнеса на финальный результат.
  • Показатели, используемые при построении рейтингов, предварительно подвергаются стандартизации для нивелирования эффекта использования разных единиц измерения.
  • По каждой группе критериев (ri) для каждой компании рассчитываете оценка:

qij — стандартизованная оценка по каждому показателю соответствующей группы критериев, например — «средняя заработная плата»;
qjmax — максимальная стандартизованная оценка по каждому показателю соответствующей группы критериев среди всех участников рейтинга, подавших анкеты на участие;
ni — количество показателей в i-ой группе критериев.
  • Итоговый результат рассчитывается путем суммирования баллов участника по отдельным группам критериев рейтинга с учетом весовых коэффициентов. Формула расчета итогового результата имеет следующий вид:
R = w1 * r1 + w2 * r2 + w3 * r3 + w4 * r4 + w5 * r5 где, например,
r1 — «Сотрудники и условия труда»;
w1 — усредненный вес группы критериев «Сотрудники и условия труда»;

  • Итоговый результат участника рейтинга будет содержать принадлежность к одной из нескольких групп без ранжирования внутри каждой группы.